Юрий Деточкин (detochkin) wrote,
Юрий Деточкин
detochkin

Categories:

Почему в 1963 году в Питере имелось всего 4 АЗС?

Я, как и большинство из вас, друзья, родился в Советском Союзе. Если честно, огромной разницы между Советской Россией и современной я никогда не ощущал. Что тогда, что сейчас – живётся мне вполне комфортно. Может быть, потому что в СССР, как и в РФ, существовала мощная система страхования.



Хотя поначалу в СССР
не было распространено каско и отсутствовало ОСАГО. Но оно и понятно: машин у населения было немного. В 1963 году в Северной столице имелось всего 4 АЗС! И этого хватало. О каком автостраховании тут можно говорить?



Идея введения автогражданки в СССР почила в 60-х годах, что и не удивительно. В 1965 году по Союзу колесило лишь около 3 миллионов автомашин (сейчас в России их больше 42 миллионов). Кстати, показатель аварийности в СССР был достаточно высок: в 1980 году в ДТП пострадало 27,5 тысячи советских граждан, в 2009 году – 26 тысяч россиян. А ведь разница в трафике была существенной...



Только на закате Советской империи количество автотранспорта в стране начало заметно увеличиваться. В 80-х годах ежегодно производилось порядка 100 000 мотоциклов. В 1982 году сошли с советских конвейеров 2 173 000 автомобилей. В 1983 году в Союзе имелось уже 20 миллионов автомашин. Поэтому и каско «поднималось».



В 1973 году в СССР продали 800 тысяч полисов автокаско, в 1983 году – уже 4 миллиона (было застраховано 20% всех автомашин). В 2015 году в России только 7% автовладельцев имели добровольную автостраховку.



Домашнее имущество советские граждане тоже страховали. Но не очень активно. Причина очевидна – жили небогато. А кто богато – так тот всеми силами скрывал нетрудовые доходы и старался посторонних страховых агентов в дом не пускать.



Зато на страховании жизни агентам можно было разжиться. Полис страхования жизни в СССР являлся самым распространённым страховым договором. В 1975 году он имелся у 52% трудоспособного населения страны, в 1985 – у 85% рабочих и служащих. В тот год по этим страховкам было выплачено 5 миллиардов советских рублей.



Страхование частных домов в Союзе было обязательным. Помню, как тётка ежегодно страховала свои рубленые хоромы на 5 000 рублей. Дачи жильём не считались. Поэтому на фазенду полисы лично мы никогда не покупали.



В Союзе существовали «свои» страховые формы. К примеру, свадебное страхование. Фактически это была система накопительного страхования жизни. Такой вид страховой защиты был введён «Госстрахом» СССР 1 января 1977 года. Сейчас «свадебное» страхование в большинстве случаев предусматривает защиту финансовых интересов организаторов свадебного торжества. Не более.



Пассажиров наземного и воздушного транспорта в СССР также страховали в обязательном порядке. В данном вопросе государство старалось соблюдать международные конвенции. Хотя и не в полном объёме.



Домашних животных в союзе любили, но не настолько, чтобы массово защищать страховкой. А вот сельскохозяйственных животных страховать приходилось. Этот страховой вид «толкал» своими постановлениями Госплан. Как и систему агрострахования. Поэтому страхование посевов, а также имущества колхозов и совхозов приносило «Госстраху» неплохие барыши.



В 1989 году в СССР было заключено почти 204 миллиона страховых договоров. В Союзе проживало 288,6 миллиона человек. Сборы страховщиков составили 18,1 миллиарда рублей, выплаты – 15,7 миллиарда (то есть 86,7%).


Tags: Госстрах, СССР, немного истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →